Советы родителям

  Роль конструктора в жизни ребёнка.





 Помню, в детстве у меня был конструктор. Простой, советский, как у всех. Вроде бы ничего особенного нет в этой игрушке, а как интересно было нам с ним возиться, вспомните сами. Да и в школе, в младших классах, обязательным было наличие конструктора.
Оказывается, эта нехитрая игрушка играет важную роль в развитии ребенка. В раннем возрасте ребенок учится в основном в ходе игры. Играть в конструктор не только интересно, но и полезно. При этом развивается мелкая моторика ребенка, пространственное мышление, логика, фантазия, сообразительность, внимательность, аккуратность. Ребенок учится познавать мир. Он как бы отображает мир в сконструированных им предметах. Он знакомится с некоторыми свойствами геометрических тел, что в свою очередь немаловажно в дальнейшей его жизни.Сейчас много самых разнообразных конструкторов. Они гораздо более продвинутые, чем те, из нашего детства. Мне нравятся конструкторы Лего.
Лучше покупать разные конструкторы. Меняйте их со временем. Хорошо, если материал, из которого сделан конструктор, будет разным. Это может быть дерево, металл, пластмасса, ткань. Так ваш ребенок будет развивать свою тактильную чувствительность.Прежде всего, обратите внимание, для какого возраста рекомендует использовать данный конструктор производитель. Крупный конструктор с несложными построениями поможет развитию дошкольника. А вот мелкие детали для него опасны. Ведь малыш может захотеть попробовать их на вкус, что небезопасно. Ребенку постарше наоборот будет интересно поиграть с конструктором с небольшими деталями и построить из них что-нибудь эдакое. Ведь каждый конструктор предназначен для того чтобы ребенок разобрался с ним самостоятельно. Роль родителей же лишь в том, чтобы показать, что и как можно из него собирать. Конструктор ведь тем и отличается от других игрушек, тем, что из него можно сделать любую зверушку или постройку
Не покупайте дешевые игрушки. Зачастую они изготовлены из низкокачественных, токсичных материалов. Такая игрушка может нанести вред вашему ребенку.




 Как и зачем развивать творческие способности ребенка?



  Творческие способности – это умение создавать новое на основе предыдущего опыта. Они связаны с эмоциями, мышлением и личностью человека и включают в себя целый ряд навыков и свойств. Чтобы творческие способности были полноценными и принесли человеку пользу, нельзя пропустить ни одно звено в длинной цепи их формирования.

Основной «строительный материал» творческих способностей – это опыт. Доказательством тому служит биография любого известного человека.( Это и влияние Арины Родионовны на А.С. Пушкина . В своих произведениях он обобщил , переосмыслил и модифицировал то, что его окружало в детстве. )

Какой же минимальный опыт должен получить каждый ребенок, и как мы можем ему в этом помочь? Прежде всего, малышу необходимо активное исследование окружающего мира. Ему нужно копаться в земле и строить замки из песка.
Программа изучения окружающего мира изначально заложена в каждом ребенке. И он всеми силами пытается ее реализовать. Кроме общения с природой и культурным наследием предков, ребенок накапливает опыт взаимодействия с разными людьми.
Пытаясь защитить ребенка, важно не перегнуть палку и не начать спасать и беречь его от его же собственной жизни. Когда мы слишком сильно волнуемся за детей, наши чувства передаются им. Из-за этого мир вокруг них начинает казаться полным опасностей и неприятностей. Капля за каплей у ребенка пропадают любопытство, смелость и радость познания, а на их месте в душе поселяется страх посещения новых мест и встреч с людьми. В конце концов, дверь получения опыта перед ним закрывается, и фундамент построения творческих способностей начинает разрушаться.

Пусть вас также излишне не тревожит некоторая ветреность в сфере увлечений малыша. Не пугайтесь, если семилетний мальчик вчера хотел быть хоккеистом, сегодня футболистом, а на завтра наметил себе карьеру эстрадного исполнителя. Ребенку важно попробовать себя в разных сферах деятельности. А очень ранняя профессионализация отражает скорее амбиции родителей и преподавателей, чем потребности нормально развивающегося ребенка.

А теперь, давайте научим ребенка самостоятельно создавать новое, на основе того, что уже имеется в его распоряжении. Для этого существует целый ряд приемов. Например, разделите лист бумаги на четыре части и в каждой из них нарисуйте круг. Предложите ребенку создать четыре разные картинки, используя эти круги. То же самое можно делать и с другими геометрическими фигурами. Покажите ему, как комбинировать разные материалы в поделках и получать новые цвета, смешивая краски. Поищите вместе с ним неожиданное применение обычным предметам. Прочитайте сказку, а потом придумайте ее новый конец. Пусть ребенок интерпретирует пословицы и поговорки и пытается самостоятельно объяснять жизненные явления. Ну и, наконец, запаситесь мужеством и терпением и переживите вместе с малышом период «почемучки», отвечая на все его вопросы и поощряя задавать следующие.

Дети обожают изобретать новые слова, играть в несуществующих животных, мастерить из подручных материалов и самостоятельно сочинять сказки. Принимайте и одобряйте их идеи, даже если они кажутся вам неожиданными. На этом этапе важно, чтобы ребенок был неограничен в реализации своих фантазий и получал удовольствие от процесса свободного самовыражения.

Обратите внимание на то, как вы реагируете на преподнесенные вам детские подарки собственноручного изготовления. Когда ребенок рисует, лепит, сочиняет и строит, он стремится получить внимание близких. И иногда нескольких эпизодов небрежного обращения с работами малыша достаточно, чтобы он на всю жизнь запомнил, что то, что он делает никому не нужно. А так как юный творец, как впрочем, и творец любого возраста, связывает обращение людей с его рисунками и аппликациями с их отношением лично к нему, то он легко и быстро приходит к выводу, что и сам он никому не нужен.

Мы приучены постоянно давать и получать оценки: хорошо-плохо, красиво-некрасиво, молодец–не молодец. Но ребенку нужна не просто критика или похвала, а качественное описание его работ. Сделать это совсем не сложно. Например, посмотрите на рисунок и назовите использованные в нем цвета и типы линий. Такое реагирование на творчество ребенка научит его слышать в отзывах учителей, одноклассников и коллег смысл и содержание их слов, а не впадать в переживания из-за оценок.

Настал момент поговорить о том, что делать, чтобы ребенок смог реализовать свой творческий потенциал. Здесь обратим внимание на два момента. Первый - это содержание и предназначение творчества. Чтобы человек был счастлив, то, что он создает, должно быть востребовано окружающими. Поэтому спрашивайте ребенка, что он делает и для чего. Собирается ли он подарить кому-то свою новую работу или украсить ею комнату, играть с ней или использовать в хозяйстве?

Обратимся ко второму моменту. Случается слышать рассказы родителей о нечутких к детскому творчеству учителях, не оценивших глубокий художественный замысел и снизивших оценку за несоблюдение формальных требований. Жизнь, конечно, у всех складывается по-разному! А социум всегда накладывает на человека ограничения, как это ни кажется печальным.

В действительности та или иная профессия не является автоматическим гарантом наличия творческих способностей или их отсутствия.

Бесконечные возможности для творчества существуют в самых разных сферах жизни: в собирании букетов и в бизнесе, в ремонте квартиры и приготовлении рождественских сюрпризов. Творческий человек способен видеть, создавать и использовать эти возможности.
Статья опубликована в журнале «Педиатрия для родителей», № 2 (14), 2010
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...